Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию свой отчет о работе в 2014 году.
(из выступления на заседании 58-й сессии Ужурского районного Совета депутатов 18 июня 2015 года)
Напомню, что согласно нашему Уставу "Глава Ужурского района – высшее должностное лицо, избираемое районным Советом депутатов из своего состава, наделенное собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района… Глава района представляет территорию в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями".
Глава района в том числе исполняет полномочия председателя Совета депутатов, организует его работу, созывает сессии Совета депутатов. С отчета о работе нашего Совета я и начну.
В 2014 год районным Советом было проведено 7 сессий, в ходе которых принято 47 решений. Из них:
- 18 – о внесении изменений и дополнений в принятые ранее решения,
- 4 – отчеты о деятельности,
- 4 – регулирующие имущественные и земельные отношения,
- 2 – об отмене ранее принятых решений,
- 2 – по бюджетным отношениям и налогам,
- 17 – разное.
Протестов прокурора на принятые решения вынесено не было.
В 2014 году было проведено 3 публичных слушания: 2 по бюджету и 1 – по внесению изменений в Устав (приведение в соответствие с действующим законодательством).
В течение года все четыре постоянных комиссии районного Совета вели работу по решению вопросов местного значения:
- комиссия по бюджету, налогам, экономической политике и сельскому хозяйству (председатель Олег Дмитриевич Семенов) провела 2 заседания;
- комиссия по вопросам безопасности, ЖКХ и благоустройства (председатель Сергей Сергеевич Семехин) – 5 заседаний;
- комиссия по вопросам местного самоуправления и развития институтов гражданского общества (председатель Ольга Владимировна Петрочкова) – 8 заседаний;
- комиссия по вопросам социального развития (председатель Анна Аристарховна Шушакова) – 4 заседания.
В 2014 году районный Совет провел два конкурса:
1. Конкурс «Народный депутат», победителем по которому признан Локшинский сельский Совет депутатов (впоследствии он занял первое место среди сельских муниципалитетов края);
2. Конкурс «Благо порядка и устройства», призерами, занявшими второе место признаны Михайловский и Прилужский сельские советы по первой конкурсной группе, Крутоярский и Приреченский сельские советы – по второй конкурсной группе. Первое место не присуждалось.
Аппарат Ужурского районного Совета депутатов организовал и провел два ставших уже традиционными мероприятия – Первомайское шествие и занесение фотографий граждан, внесших большой вклад в развитие района, на Доску почета «Ими славится земля Ужурская».
По инициативе районного Совета депутатов в 2014 году:
- 11 жителей района награждены юбилейным почетным знаком Красноярского края «80 лет Красноярскому краю»;
- 4 жителям вручены Почетные грамоты Губернатора края,
- 2 жителям вручены Благодарственные Письма Губернатора края,
- 11 жителей района награждены Благодарностью Губернатора края,
- 2 руководителя сельскохозяйственных предприятий получили Почетную грамоту Законодательного Собрания края.
В 2014 года за многолетних плодотворный труд, вклад в социально-экономическое развитие территории, в связи с профессиональными праздниками Почетной грамотой главы района награждено 78 жителей района, Благодарственным письмом – 46.
Важной составляющей работы главы района считаю политику открытости, частых встреч с населением.
У нас, в сельской местности, особенно важно и нужно обсуждать с жителями насущные вопросы, объяснять те или иные решения власти, находить компромиссные варианты решения проблем.
С моим участием в 2014 году состоялось 46 встреч с жителями района, в том числе большое собрание с жителями Ужура, по инициативе районной газеты «Сибирский хлебороб».
Вообще же, за 2010-14 годы я побывала на собраниях граждан во всех населенных пунктах района, во многих – не по одному разу, всего проведено более 250 встреч с населением. Такая доступность местной власти для многих жителей является реальной возможностью лично поговорить с главой района, задать наболевшие вопросы. На этих собраниях граждане задают интересующие их вопросы и мне, и представителям структурных подразделений администрации, и руководителям организаций, находящихся на территории района. Приступая к исполнению обязанностей главы района одной из главных задач, которую я себе ставила, - наладить диалог жителей и власти. И мне кажется, что это удалось сделать. Сегодня местная власть всегда открыта для общения, встреч, обсуждения любых проблем на самых разных площадках – от личного приема до чатов в интернете.
В 2014 году под председательством главы района прошло более 160 различных совещаний, 19 аппаратных совещаний с главами поселений. С официальными визитами в нашем районе побывали врио Губернатора Виктор Александрович Толоконский, министр сельского хозяйства Леонид Николаевич Шорохов, Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов, первый заместитель министра образования и науки Красноярского края Наталья Викторовна Анохина. Бывали у нас в гостях и депутаты Законодательного Собрания края. Не секрет, что только с одним депутатом ЗС мы не можем найти общего языка – с Борисом Владимировичем Мельниченко.
Неоднократно мы принимали у себя нашего земляка Виктора Владиславовича Зубарева, который оказывал нам помощь и содействие и в статусе депутата Госдумы, и помогает теперь – в статусе заместителя председателя Правительства края.
Представляя Ужурский район в краевом правительстве, я совершила 36 официальных командировок в Красноярск. По несколько встреч у меня было с министром образования Светланой Владимировной Маковской, министром транспорта Сергеем Васильевичем Ереминым, министром финансов Владимиром Викторовичем Бахарем, министром спорта Сергеем Игоревичем Алексеевым.
Обратимся теперь к исполнению полномочий главы района у себя на территории.
Напомню, что опять же согласно Уставу к вопросам местного значения района относятся 38 вопросов, которые касаются практически всех сфер деятельности и определяют основные параметры нашего социально-экономического развития.
Более детально о них расскажет в своем выступлении глава администрации Юрий Петрович Казанцев, я же остановлюсь на ключевых сферах, вопросах стратегического планирования, выполненных и стоящих перед нами задачах.
В первую очередь хочу остановиться на основных параметрах нашего главного финансового документа – районного бюджета и рассмотреть его в динамике.
Рассмотрим районные финансы в разрезе доходов районного бюджета, так как их рост является одной из главных задач для органов местного самоуправления.
Рост доходной части районного бюджета с нарастающим темпом начался с 2011 года. Это вызвано тем, что район стал активно участвовать в краевых целевых программах, привлекать субсидии и субвенции на реализацию различных проектов на территории. В 2013 году мы перешагнули цифру в миллиард рублей.
Уменьшение бюджета в 2014 года связано с макроэкономической ситуацией, сокращением финансирования ряда целевых программ. В 2015 году мы видим также снижение доходной части бюджета. Оно обусловлено объективными причинами.
Во-первых, уменьшается объем целевых средств на предоставление гражданам мер социальной поддержки. С 2015 года этим будет централизовано заниматься центр социальных выплат Красноярского края.
Во-вторых, изменяется норматив отчисления в районный бюджет налога на доходы физических лиц - с 60 до 30 процентов. А это, как вы знаете, один из главных источников пополнения местного бюджета.
Основными плательщиками налогов являются сельскохозяйственные предприятия, предприятия торговли, бюджетная сфера, предприятия жилищно-коммунального хозяйства. В 2014 году мы собрали 228 млн рублей НДФЛ.
Перед нами стоит задача увеличения собственных доходов. И мы успешно ее решаем. Увеличение собственных доходов происходит за счет увеличения доходов от использования имущества, в основном от сдачи в аренду земли, в городе – продажи имущества.
Скачок существенный. Данный вид доходов в 2010 году составлял 6,3 млн рублей, а в 2014 - 34,6 млн рублей. Прогноз 2015 года - 34,9 млн рублей.
Хочу также отметить, что, принимая бюджет на 2015 год, мы сумели значительно сократить дефицит районного бюджета – с 15-ти до 5 млн рублей.
В результате участия в конкурсах по мероприятиям государственных программ в течение 2014 года в район привлечены дополнительно целевые субсидий из краевого бюджета в размере более 40 млн рублей, в том числе:
- на модернизацию и ремонт объектов дошкольного образования;
- на переселение граждан из аварийного жилого фонда и обеспечение жильем молодых семей;
- на оказание поддержки предпринимателям;
- на капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры;
- на реализацию проектов по благоустройству;
- на содержание и ремонт дорог.
Расходы консолидированного бюджета Ужурского района за прошедший год составили 1 млрд рублей. Из них 563 млн рублей – это целевые субсидий, 323 млн. рублей – собственные (налоговые и неналоговые) доходы бюджета района.
Наш бюджет социально направленный. 78% расходов бюджета направлено на образование, культуру, социальную политику, физическую культуру и спорт, молодежную политику.
Однако мы ощущаем системную проблему, когда силы и мощь сельскохозяйственной экономики Ужурского района не всегда полноценно трансформированы в качество жизни людей. Сегодня качество жизни ужурцев в целом не соответствует мощному производственному потенциалу, который мы имеем. И мы должны изменить много в нашем районе, чтобы к его экономической мощи сельхозпроизводств были добавлены все современные сферы бытия, ибо когда территория теряет социальную привлекательность, то отсутствуют дальнейшие перспективы развития, а без людей, без молодого поколения не может быть никакого развития.
Согласно Комплексной программе развития Ужурского района до 2020 года, к приоритетным направлениям отнесены:
- развитие сельского хозяйства и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;
- развитие малого и среднего бизнеса;
- благоустройство территории района;
- развитие индустрии туризма, включая придорожный сервис, систему общественного питания, кемпинги, площадки для отдыха.
В районе зарегистрировано 261 организация всех форм собственности, в том числе индивидуальные предприниматели. В экономике занято более 15 тысяч человек. По данным центра занятости населения безработица в районе составляет 2,7% - на учете официально состоит 481 безработный. В конце 2014 году в администрации района была создана рабочая группа по снижению неформальной занятости, легализации «серой» заработной платы и повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды.
Основная часть работающих занята в сельском хозяйстве – 32% и в бюджетной сфере – 24%. Средняя зарплата по району составляет 21 тыс. 610 рублей.
Основной задачей в сфере экономики видится дальнейшее обеспечение условий для стабильной работы предприятий, сокращения скрытой безработицы, а также контроль за бесперебойной выплатой трудящимся заработной платы.
В экономике нашего района сельское хозяйство занимает 80%.
В этой сфере осуществляют свою деятельность 16 предприятий и 23 крестьянско-фермерских хозяйства. В 2014 году в районе насчитывалось порядка 9 тысяч личных подсобных хозяйств. В сельском хозяйстве района ведущей отраслью является растениеводство, которое занимает 67%, животноводство – 33%.
Приоритетным направлением для районной власти в прошедшие годы всегда являлась содействие сельхозтоваропроизводителям в получении субсидий – средств господдержки. Так, в 2014 году сумма выплаченных ужурским хозяйствам субсидий составила 362,7 млн руб. К слову сказать, это практически 1/3 консолидированного бюджета нашего района.
В свете последних событий, происходящих в стране и мире, важное значение приобретает вопрос импортозамещения, и агропромышленный Ужурский район может внести весомый вклад в его решение на краевом уровне. Мы обладаем большим количеством ресурсов, сырья, а значит, у нас есть потенциал для развития сельскохозяйственной экономики, появления предприятий глубокой переработки сырья. Именно в этом направлении мы видим свое место в экономике края, по созданию условий для развития переработки готовы работать с директорами сельхозпредприятий.
Сегодня в районе ведется активная работа по развитию малого и среднего предпринимательства.
Ему отведена очень важная роль - создания и сохранения рабочих мест, расширения налогооблагаемой базы, насыщения местного рынка разнообразными товарами и услугами повседневного спроса.
В районе действует муниципальная программа «Развитие инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ужурского района». Мы ежегодно участвуем в конкурсах на получение софинансирования мероприятий муниципальной программы средствами федерального и краевого бюджета. В их результате в 2014 году финансовая поддержка оказана пяти представителям малого и среднего бизнеса в сумме 1 млн 302,9 тыс. рублей. Результатом реализации программы поддержки явилось создание шести новых рабочих мест.
Одним из перспективных направлений малого бизнеса, помимо предприятий переработки продукции сельского хозяйства, представляется развитие туризма.
Это в первую очередь потенциал нашего уникального озера Учума, лечебные качества которого, его грязи давно известны не только жителям Красноярского края, но и других регионов.
Местные ландшафты благоприятны и для любителей активного туризма: летом - путешествия на квадроциклах, в зимних условиях - по льду на снегоходах.
По территории района проходят автомобильные дороги к местам традиционного летнего и зимнего отдыха красноярцев – озера Хакасии и горнолыжные трассы. Это позволяет развивать придорожный сервис, систему общественного питания, кемпинги, площадки для отдыха, создаются новые рабочие места и условия для развития малого и среднего бизнеса.
Развитие транспортной инфраструктуры и благоустройство территории привлечет инвестиции в развитие туризма, позволит максимально использовать природные и трудовые ресурсы Ужурского района. Для реализации плана развития зоны рекреации по современным требованиям необходимы большие финансовые вложения и внешние инвесторы. Это одна из важнейших стратегических задач для развития экономического потенциала нашего района.
Ужурский район продолжает участвовать в программе «Переселение граждан из аварийного жилого фонда».
В 2014 годах было введено в эксплуатацию два 16-квартирных жилых дома в городе Ужуре и поселке Озеро Учум.
Отмечу, что Озероучумский сельсовет был единственным в Красноярском крае сельским муниципальным образованием, участвовавшим в программе переселения граждан из ветхого жилья, и стал одним из первых, успешно ее закончивших. И сегодня 69 жителей поселка Озеро Учум живут в новых благоустроенных квартирах.
Город Ужур продолжает успешно участвовать в программе. Сейчас ведется строительство двух 30-квартирных домов в районе больницы. Согласно контракту стоимость строительства составит порядка 100 млн рублей. Новоселами в первом квартале 2016 года станут жильцы пяти аварийных домов.
Всего в 2014 году в районе введены в эксплуатацию 49 объектов капитального строительства, из них 38 объектов жилищного строительства.
Для дальнейшего развития этой отрасли нам необходимо делать шаги в плане строительства муниципального, бюджетного жилья.
Напомню, что за счет средств районного бюджета в 2013 году была изготовлена проектно-сметная документация на реконструкцию здания бывшего общежития под 20-квартирный «Бюджетный дом», и мы надеялись приступить к работам в прошлом году. Но в связи с приостановлением действия ряда целевых краевых программ, финансирование этого проекта пока отложено. Между тем, сегодня центральная районная больница, школы, детсады укомплектованы кадрами на 60%. Для привлечения в район молодых специалистов остро стоит необходимость обеспечениях их современным благоустроенным жильем.
Из-за отсутствия жилья на вторичном рынке необходимо строительство муниципального жилья для детей-сирот, которых сегодня в районе стоит в очереди на жилье 180 человек. Мы получаем значительные суммы из краевого бюджета на покупку квартир и не можем их должным образом использовать, поскольку качество продаваемого жилья не соответствует современным требованиям.
Также отмечу, что в 2014 году в администрацию района поступило на рассмотрение 40 заявлений от многодетных семей на получение земельных участков в собственность, их них 21 одобрен.
Средства на модернизацию объектов ЖКХ мы получаем из двух источников – краевого бюджета и районного бюджета.
Крупнейшими мероприятиями в этой сфере за счет краевого бюджета в 2014 году стали работы по замене ветхих тепловых сетей в г. Ужуре для нужд строящегося детского сада.
Напомню, что с 2013 года администрация района успешно реализует программные мероприятия целевой программы «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры в Ужурском районе», которую курирует комиссия Совета под председательством Сергея Сергеевича Семехина.
Конечно, возможности районного бюджета несравнимы с краевым, но зато у нас есть возможность более гибкого управления собственными финансами, которые можно оперативно направлять на ремонт тех или иных объектов. Это и ремонт ветхих тепловых сетей, и колодцев, и изготовление документации на сети, и приобретение оборудования для котельных.
Всего по районной программе в 2014 году было освоено 4 млн 650 тыс. рублей. Модернизация объектов ЖКХ за счет средств районного бюджета продолжится и в дальнейшем. Наша задача и приоритет в данной сфере - обеспечение бесперебойной работы объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Очень важными остаются проблемы эксплуатации объектов водоснабжения в поселениях района и обеспечения населения качественной питьевой водой. Так, в ряде поселений района проблемы обеспечения населения водой до сих пор решаются путем подвоза.
Есть и положительный пример – в селе Малый Имыш в прошлом году приобрели модульную систему для очистки воды, на что из районного бюджета было направлено 1,5 млн рублей. В случае успешной апробации этой технологии будем тиражировать данный опыт в другие поселения района.
Также на нашей территории есть проблема качества проводной связи и скоростного Интернета, которые просто необходимы, в том числе и для организации нового качества оказания муниципальных услуг в электронном виде на территории района.
Как и в большинстве территорий края, ситуация с дорожным хозяйством оставляет желать лучшего – ремонт дорог нужен всем и всегда.
Развитие и модернизация улично-дорожной сети в Ужурском районе осуществляется из краевого бюджета в плановом порядке. Так, в 2014 году выделенные нашему району деньги в размере 5 млн рублей на модернизацию поселенческих дорог мы отдали в город Ужур, где был сделан капитальный ремонт по ул. Рабочая. Дополнительно нам удалось привлечь средства на ремонт ул. Школьная в селе Крутояр – 3 млн 283 тыс. рублей.
Отмечу, что в текущем 2015 году мы получим на поселенческие дороги значительно большую сумму – порядка 25 млн рублей, из которых 12 млн пойдут на асфальтирование улиц Ширинская и Кирова в Ужуре, а 13 млн – на ремонт дорог с гравийным покрытием во всех сельсоветах Ужурского района.
В 2014 году наконец-то заработал воссозданный Ужурский филиал ДРСУ, на который мы возлагаем большие надежды в части ямочного ремонта улиц и ремонта межпоселенческих дорог.
Нам необходимо доделать участок дороги в сторону Красноярска. Жалуются водители на неудовлетворительное состояние дорожного полотна и в сторону Шарыпово, и в сторону Балахты. Также актуальна тема объездной дороги вокруг Ужура, приоритетно южное направление.
Одной из главных задач в социальной сфере, которую мы решали в 2014 году и практически завершили в текущем, - это ликвидации очередности в детские сады, задача, которая находится на самом жестком контроле у нашего Губернатора и Президента страны.
Что было сделано в нашем районе для решения этой непростой проблемы.
В 2014 году на капитальный ремонт части здания в Златоруновской, Крутоярской и Михайловской школах для открытия дошкольных групп было направлено более 10 млн из краевого бюджета. Это позволило создать 60 полноценных мест для дошкольного образования – по 20 ребятишек в каждой группе.
Ну и конечно, ключевым, главным событием 2014 года не только в социальной сфере, но и для всего района, стало завершение строительства нового детского сада в микрорайоне СМУ города Ужура. В нем 190 мест, с возможностью доукомплектации еще на 60 мест. Десять групп, из них две – ясельные. В строительство детского сада вложено более 212 млн рублей из краевого бюджета. Появление на нашей территории этого социального объекта – это, безусловно, большое, значимое событие и очевидный показатель развития территории. Только тем районам, которые обладают потенциалом и у которых есть будущее, край предоставляет такую возможность модернизировать социальную сферу.
Напомню, что на открытие детского сада «Журавленок» приезжал Губернатор Толоконский, его уже посетили немало и других высоких гостей. И все они отмечают и высокое качество строительства, особенно отделки, которое велось буквально под еженедельным контролем главы администрации Казанцева и руководителя управления образования Юлии Александровны Помещенко.
Важнейшей проблемой в образовании остаётся высокий уровень изношенности основных фондов образовательных учреждений (зданий, сооружений социально-культурного и коммунального назначения, инженерных сетей, мебели). Следствием этого стало закрытие в 2014-2015 году аварийного здания школы №6 по ул. Вокзальной. Это событие, как вы знаете, вызвало большой общественный резонанс, но без этого решительного, возможно, непопулярного шага, мы бы не смогли так быстро приступить к ремонту. В краевом реестре аварийных школ мы стояли на 37 месте! Деньги на капитальный ремонт школы, точнее – на устранение аварийности задания, из краевого бюджета выделены. Общая сумма 41,8 млн рублей. Эти средства пойдут на работы по усилению фундамента и несущих конструкций – крыши и перекрытий между этажами, будет засыпан подвал, канализационные воды отведены в городской коллектор, утеплены отмостки здания.
В результате торгов определился подрядчик – «Краскомстрой», который уже приступил к работам. По контракту они должны быть завершены до конца 2015 года.
В 2014 году завершилось исполнение мероприятий в рамках программы модернизации здравоохранения.
В Ужурском районе на федеральные, краевые и районные средства были проведены ремонты в терапевтическом, хирургическом, детском, инфекционном и родильном отделениях, отремонтирован пищеблок районной больницы, два этажа поликлиники. Приобретались реанимационная аппаратура, маммограф, пять автомобилей «скорой помощи». В работу медработников и регистратуру идет внедрение электронного документооборота.
Особое внимание в последние годы стали уделять и сельской медицине, которая находится в плачевном состоянии. В 2011 и 2012 году капитально отремонтировали два сельских ФАПа. За последние два года построили три новых – модульных ФАПа в Ашпане, Усть-Изыкчуле и в Яге.
Проблем в нашем здравоохранении достаточно. Нужны и ремонты, особенно в сельских ФАПах и больницах, и квалифицированные специалисты, и медсестры, и еще обязательно нужно внимание и уважение к пациентам. Я уверена и не устаю повторять, что от отношения врача к больному во многом зависит успех лечения. Доброе слово, участие, внимание порой не менее важны, чем лекарства или хорошее оборудование.
Сегодня можно уверенно говорить, что ремонты и приобретение оборудования проблемы в здравоохранении не снимают, в итоге все решают кадры. Работаем по привлечению специалистов из других районов и по программе переселения соотечественников из стран СНГ. Для закрепления узких специалистов (неонатолог, реаниматолог) доплачиваем из районного бюджета.
По районной программе «Подготовка кадров» в Красноярском медицинском университете обучаются пять ужурских студентов, которые будут обязаны вернуться на работу в районные медучреждения. Четвёртый год районный бюджет несёт эти инициативные расходы, но считаю эти что они оправданы, и в перспективе принесут весомые результаты в кадровой политике. На оплату обучения студентам медицинских образовательных учреждений в 2014 году из районного бюджета было направлено 505,6 тыс. руб.
В сфере социальной защиты населения считаю нашим достижением тот факт, что мы продолжаем систематически и эффективно заниматься решением проблем людей с ограниченными возможностями здоровья, их социализацией и созданием доступной среды для их жизни.
Напомню, что год назад в Ужурском районе произошло важное событие – начало свою работу отделение социальной реабилитации инвалидов центра социального обслуживания населения Ужурского района. И сегодня в здании, расположенном на территории ЗАТО, отремонтированном за счет бюджета Ужурского района, оборудованном по краевой программе «Доступная среда для инвалидов на 2011-2013 гг.», имеют возможность проходить реабилитацию взрослые и дети с особенностями здоровья из обоих муниципалитетов. За прошедший год в отделение обратились более 600 человек, многие из них стали его постоянными посетителями. Летом 2014 года на базе нашего нашего центра прошла стажировочная площадка для соцработников из соседних районов.
Сейчас реабилитационное отделение предоставляет услуги повышения компьютерной грамотности, психолога (сенсорная комната), адаптивной физкультуры, социального такси. Здесь введены новые формы работы: «Персональный тренер», «Онлайн-услуги».
В 2014 году управлением соцзащиты были реализованы мероприятия для обеспечения беспрепятственного доступа к муниципальным учреждениям социальной инфраструктуры в рамках краевой программы «Доступная среда».
Объем средств для выполнения работ составил 605 тысяч рублей. В ходе работ вход в здание управления соцзащиты был расширен, оборудован пандусами с перилами и противоскользящим покрытием, установлены кнопки вызова персонала, информаторы для инвалидов по слуху и зрению. К зданию теперь ведет тротуар с тактильной плиткой, есть автомобильная стоянка с твердым покрытием для парковки машин инвалидов. Противоскользящее покрытие на пандус и дорожные знаки для стоянки автомобилей инвалидов установлены также в отделении реабилитации.
Основной показатель развития отрасли спорта – это удельный вес населения систематически занимающегося физической культурой и спортом. В Ужурском районе в 2014 году он увеличен на 2% и составляет 21,5%.В краевом рейтинге за последние годы мы поднялись с 39 на 29 место.
Для развития спорта у нас в районе уже созданы действительно хорошие условия. Успешно работают 62 спортивных сооружения, 11 физкультурно-спортивных клубов на базе общеобразовательных школ, 8 спортивных клубов по месту жительства.
В 2014 году было проведено 62 физкультурно-спортивных мероприятий, 4 массовых Всероссийских акций и организованы 26 выездов на зональные и краевые соревнования, которыми было охвачено более 6 тысяч человек. На проведение всех календарных мероприятий было выделено 646 тыс. рублей из местного бюджета.
Ужурский район принимает участие во всех краевых программах по развитию массового спорта. В результате дети и подростки, молодёжь и взрослое население стало активнее заниматься физкультурой. По-прежнему остается качественный уровень подготовки спортсменов по борьбе самбо, дзюдо, пауэрлифтингу, лыжным гонкам, и соответственно по этим видам спорта мы показываем высокие результаты на соревнованиях разного уровня.
В районе созданы условия для развития адаптивной физической культуры и спорта. Организованы систематические занятия на базе «Сокола», клуба по месту жительства «Олимп», отделения реабилитации инвалидов; утвержден график спортивно-массовых мероприятий для данной категории населения. Инвалидов, которые вовлечены в систематические занятия физкультурой и спортом в районе 299 человек.
Что касается дальнейшего развития отрасли, то напомню, что разработана проектно-сметная документация по объекту «Капитальное строительство ФОК в г. Ужуре Красноярского края», на которую из районного бюджета выделено 1,2 млн рублей.
В 2015 году на центральном стадионе «Локомотив» в городе Ужуре будет обустроено футбольное поле с искусственным покрытием. Уже проведены торги, из федерального бюджета на поле выделено
7,8 млн рублей. За счет районного бюджета была изготовлена проектно-сметная документация, проведена экспертиза, на это было направлено 983 тыс. рублей.
К числу основных проблем развития физической культуры и спорта в районе можно отнести отсутствие притока специалистов в сфере физической культуры и спорта, особенно молодых и потребность в современных спортивных объектах на территории района.
В сфере молодежной политики в 2014 году реализовывалась муниципальная программа «Молодёжь Ужурского района в XXI веке».
В ее рамках проходили традиционные районные конкурсы и акции – патриотические, антинаркотические, по профилактике правонарушений; ребята принимали участие в краевых проектах «Новый фарватер», «ТИМ Бирюса», «ТИМ Юниор»; работали в стройотрядах.
Из достижений следует отметить успешное развитие направления робототехники. Оборудование было приобретено на средства краевой субсидии, а также свой вклад в поддержку инженерно-технического творчества ребят внес наш земляк Виктор Владиславович Зубарев. В настоящее время созданы две группы, в которых активно занимаются 40 ребят, проходят районные конкурсы. В 2014 году команда Ужурского района победила в выставке роботов на «Новом фарватере» и заняла II место в открытом чемпионате Красноярского края по робототехнике «Роботех - мирный атом».
Значимым направлением в молодежной политике является содействие молодежи в улучшении жилищных условий, приобретении жилья. В 214 годах социальные выплаты получили 3 молодых семьи. Общая сумма субсидий из бюджетов всех уровней составила 2 млн 851,5 тыс. рублей.
Продолжение работы в этом направлении считаю одним из главных приоритетов в молодежной политике.
Главная задача, поставленная перед работниками культуры района - дойти до каждого человека, чтобы у жителей даже самых отдаленных деревень была возможность почитать книги, послушать концерт, принять участие в художественной самодеятельности, выразить себя в творчестве.
В учреждениях культуры Ужурского района в течение 2014 года прошло 8230 культурно-досуговых мероприятий, в числе которых более 20 крупных районных мероприятий. Самым значительным стало празднование 90-летия Ужурского района «Сказание земли Ужурской», а самым ярким, пожалуй, первый женский велопарад «Солнце на спицах».
Народный праздник «Михайловский гусь» претендует на то, чтобы стать брендовым для Ужурского района, как, к примеру, минусинский помидор. «Михайловский гусь» проводится не только в целях популяризации и сохранения народных традиций, культурных ценностей села, но имеет и прикладной характер. Праздник проходит в формате народной ярмарки, где люди могут приобрести различную сельскохозяйственную продукцию по сниженным ценам.
Для Ужурского РДК в 2014 году были приобретены костюмы и обувь для хореографического коллектива, музыкальное оборудование и другое специальное оборудование на сумму 271,7 тыс. рублей. Для ДШИ приобретен итальянский аккордеон на сумму 350 тыс. рублей. В течение 2014 года учащиеся ДШИ участвовали в региональных, межрегиональных и международных конкурсах, где 10 учеников стали призерами.
Сельский Дом культуры с. Белая Роща реализовал социокультурный проект «Край глазами детей» (краевое финансирование 200 тыс. руб.), сельский Дом культур с. Малый Имыш - социокультурный проект «Не затихнет на селе гармонь» (краевое финансирование 200 тыс. руб.).
За последние три года были произведены капитальные ремонты за счет краевого бюджета - районного Дома культуры, за счет местного - Тургужанского и Михайловского СДК. Однако основная часть учреждений культуры требуют капитальных либо текущих ремонтов и улучшения материально-технической базы.
В 8 населенных пунктах вообще отсутствуют учреждения культуры, например, в Усть-Изыкчуле с населением более 430 жителей нет ни клуба, ни библиотекиа, в Ашпане такая же ситуация. Бюджеты сельсоветов и района строительство новых СДК финансировать не в состоянии, а для района реализация этих проектов является социально значимой.
ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ
Задачи, которые мы ставим на будущее, направлены на повышение качества жизни и благосостояния жителей нашего района и неразрывно связаны с развитием как экономики, так и социальной сферы.
Задачи следующие:
- развитие глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, фермерства и потребкооперации;
- развитие малого бизнеса, особенно индустрии туризма, включая придорожный сервис, систему общественного питания, кемпинги, площадки для отдыха;
- реконструкция и капитальный ремонт объектов образования;
- продолжение ремонта внутрипоселенческих дорог и капитальных вложений в объекты ЖКХ (в частности строительство модульной котельной в с. Михайловка);
- организация культурно-досуговых центров в малых поселениях;
- решение кадровых проблем в социальной сфере путем обеспечения специалистов благоустроенным жильем.
Ужурский район живёт и развивается. Нам необходимо не сбавлять темпов и двигаться вперёд, опираясь на понимание и поддержку в крае и рассчитывая на собственные силы и внутренний потенциал.