Основные положения и особенности Единых правил: • Расширен перечень субъектов-контрагентов потребителей. Помимо организаций и индивидуальных предпринимателей, к ним отнесены физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но выполняющие функции изготовителя, исполнителя или продавца; • В перечень лиц, ответственных перед потребителями за нарушение их прав, дополнительно включены физ. лица, не обладающие статусом ИП, выполняющие работы и оказывающие услуги и продающие товары потребителям, а также поставщики — оптовые продавцы. Это может помочь потребителю в ситуациях, когда, например, того, кто продал ему некачественный товар, уже нет на рынке, а изготовитель и импортер недоступны или не реагируют на претензию. Если потребителю удастся найти поставщика, продавшего этот товар отсутствующему розничному продавцу, у него будет шанс получить от него возмещение. • Введено общее понятие «продукция» для всех объектов потребительских правоотношений. Продукция — это товар, результат работы, услуга, цифровой продукт. • Правила полностью освобождают потребителей от оплаты госпошлины, независимо от суммы иска. Раньше, при сумме иска свыше миллиона рублей, размер госпошлины уменьшался на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска в один миллион. • Революционно изменился предельный срок устранения недостатка (гарантийный ремонт). Согласно действующему Закону, допускалось устранять недостаток в пределах 45 дней, новые Правила, устанавливают, что срок устранения не должен быть дольше 14 дней. • Конкретизируется срок, в течение которого потребитель вправе отказаться от заключенного договора в случае непредоставления ему необходимой и достоверной информации о продукции при заключении договора – 7-дней. • Расширена сфера ответственности маркетплейсов, которые теперь обязаны обеспечить соблюдение требований Правил продавцами товаров и исполнителями услуг, предложения которых они размещают на своей электронной площадке. • Правила не содержат ограничения размера неустойки, тогда как действующий Закон предусматривает, что сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может быть выше цены услуги. • Согласно Правилам продавец обязан провести за свой счет экспертизу товара не только при возникновении спора с потребителем из-за выявленного недостатка в товаре, но и когда предметом спора между ними стала достоверность информации о товаре и его изготовителе. • В Правила включено новое для потребительского законодательства понятия «цифровой продукт», под которым понимается «объект гражданских прав, зафиксированный с помощью цифровых технологий (преобразованный в цифровой формат) посредством создания записи о нем в информационной системе (системах), в которой происходит взаимодействие с потребителем по поводу этого объекта, в том числе программы и элементы программ для ЭВМ (включая порождаемые программой аудиовизуальные отображения), фонограммы, аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты интеллектуальной деятельности, преобразованные в цифровой формат и предназначенные для реализации потребителям (использования за плату)». Защите прав потребителей при реализации цифровых продуктов посвящена специальная глава Единых правил. Единые правила призваны улучшить условия предоставления услуг и товаров, включая интернет-площадки и маркетплейсы, а также обеспечить более эффективную защиту прав потребителей от недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, в том числе физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, выполняющего работы или оказывающего услуги потребителям.
Подготовлено Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» по материалам, опубликованным на сайте: https://zpp.rospotrebnadzor.ru/news/regional/532698